Влияние санкций на торговлю российской нефтью

Impact of Sanctions on Russia’s Oil Trade

Страницы: 121-130

Pages: 121-130

Автор:

Гребенников И.В.

Место работы, должность: Всероссийская академия внешней торговли, аспирант кафедры мировой и национальной экономики
igor.grebennikov@mail.ru

Author:

Grebennikov I.V.

Place of work, post: Russian Foreign Trade Academy, Postgraduate student of the Department of World and National Economy
igor.grebennikov@mail.ru

Аннотация к статье:

В статье рассматриваются санкции стран ЕС и G7 в отношении сделок с российской нефтью и нефтепродуктами в контексте их влияния на доходы бюджета Российской Федерации. Установленный в декабре 2022 года странами коллективного Запада механизм предельной цены нефти (ценовой потолок) был введен для ограничения доходов бюджета РФ от продажи энергоресурсов. При этом санкции не ставили своей целью полное эмбарго российского экспорта, поскольку такой запрет мог бы только усилить последствия глобального энергетического кризиса, а также негативно отразиться на европейской нефтеперерабатывающей промышленности. На протяжении 2023 года российские нефтяные компании использовали различные схемы по минимизации последствий санкций, в том числе, перенаправляли поставки на альтернативные и новые рынки, создавали независимые торговые подразделения в дружественных юрисдикциях, использовали теневой флот для перевозки нефти. Правительством РФ были приняты фискальные меры, в частности, был введен фиксированный максимальный дисконт сорта нефти Urals к марке Brent для расчета налогов. Тем не менее, трансакционные издержки нефтяных компаний значительно выросли за счет изменения логистических цепочек и участия новых посредников в сделках, а общие потери российского бюджета (недополученные доходы) за 2023 год могут составить, по разным оценкам, до 30% (по сравнению с уровнем 2022 года). В заключении статьи рассматривается иллюстративный пример взаимодействия государства и нефтяных компаний в рамках распределительной коалиции, а именно – группы экономических агентов, интересы которых совпадают в условиях современных санкций. Введенный Минфином РФ механизм предельного дисконта для определения цены Urals для целей налогообложения был направлен на увеличение доходов бюджета, но также и стимулировал нефтяные компании продавать нефть не ниже этой цены, так как в обратном случае они бы платили больше налогов. Такое распределение санкционного бремени между компаниями и бюджетом, в том числе, с учетом возможной аффилированности нефтяных компаний с вновь созданными посредниками на нефтяном рынке, будет интересным предметом исследований в современной новой институциональной экономике

Abstract:

The article discusses the sanctions imposed by the EU and G7 coalition countries in connection with the transactions with Russian crude oil and oil products in terms of its impact on Russian federal budget revenues. The price cap mechanism (price cap) introduced in December 2022 by the countries of the collective West was designed to limit Russian export earnings and hence the budget revenues from the sale of hydrocarbons. The price cap was not targeting a full embargo of Russian exports, since such embargo could increase the risks of the global energy crisis, and could negatively aff ect the European oil refi ning industry. During 2023 Russian oil companies used various schemes to minimize the impact of sanctions, including redirecting supplies to alternative and new markets, incorporating independent trading units in friendly jurisdictions, and using shadow fl eet to transport oil. The Russian Government introduced new tax measures, in particular, it has changed the methodology of oil price calculation for the purposes of the mineral extraction tax and export duty, introducing a fi xed maximum discount of Urals to Brent. However, the transaction costs of oil companies have increased signifi cantly due to the changes in supply chains and participation of new intermediaries in such transactions. Total losses of the state budget (hydrocarbons export revenue loss) for 2023 may be approximately up to 30% (compared to the 2022 level), according to various estimates. In conclusion, the article outlines an illustrative example of interaction between the government and oil companies within the framework of a distributional coalition, namely, a group of economic agents whose interests coincide under current sanctions. Th e maximum discount mechanism introduced by the Ministry of Finance to determine the price of Urals for tax purposes was aimed not only to increase the budget revenues, but also to urge oil companies not to sell below this price, otherwise they would pay more taxes. Such distribution of the sanctions burden between the companies and the budget, including possible affi liation of the companies with newly created intermediaries in the oil market, might be an interesting subject of research in modern new institutional economics.

Ключевые слова:

сырая нефть, нефтепродукты, сорт нефти, потолок цен, санкции, нефтегазовые доходы бюджета, теневой флот, товар погружается на судно заказчика продавцом, поставка с судна в порту покупателя, добровольное сокращение добычи нефти, дисконт цены продажи нефти, коалиция стран, EC, Большая семерка, Австралия, Норвегия, Швейцария.

Keywords:

crude oil, petroleum products, oil grade, price cap, sanctions, oil and gas budget revenues, shadow fl eet, FOB, free on board, DES, delivered ex ship, voluntary reduction in oil production, sales price discount, price cap coalition, EU, G7, Australia, Norway, Switzerland






Номер:

4 - 2024


Выбрать другой:





Партнеры


Адрес: 119285, Россия, г. Москва, ул. Воробьевское шоссе, 6А
Тел.: +7(499) 143-12-35; Факс: +7 (499) 783-02-63
Яндекс.Метрика