Практика развития экспорта китайскими ТНК

Export Development Practices by Chinese TNCs

Страницы: 74-86

Pages: 74-86

Автор:

Калашников Д.К.

Место работы, должность: МГИМО (У) МИД России, кафедра мировой экономики - преподаватель
+7-495-225376, d.kalashnikov@inno.mgimo.r

Author:

Kalashnikov D.B.

Moscow State Institute of International Aff airs (MGIMO University)
Place of work, post: МГИМО (У) МИД России, Department of World Economy - Lecturer
+7-495-225376, d.kalashnikov@inno.mgimo.r

Аннотация к статье:

Перед Россией стоит задача увеличения объёма несырьевого неэнергетического экспорта, которая осложняется нарастающим протекционизмом в мировой экономике. Китай успешно решает аналогичную задачу, поэтому актуально изучение китайского опыта. В исследовании установлено снижение значения внешней торговли для экономики Китая и рост значимости зарубежной деятельности китайских компаний. При этом деятельность ТНК Китая направлена, преимущественно, на продвижение домашней продукции на мировые рынки, а большинство зарубежных подразделений китайских компаний являются субъектами малого бизнеса. По сравнению с традиционным экспортом, зарубежные продажи ТНК обладают рядом преимуществ: 1) инициатива в формировании товарной номенклатуры экспорта; 2) прямой контакт с потребителями продукции, что позволяет выявить недостатки продукции и направления ее совершенствования; 3) возможность организовать послепродажное сервисное обслуживание и обновление программного обеспечения; 4) исключение нескольких звеньев торговых посредников, что перераспределяет добавленную стоимость в пользу китайского бизнеса; 5) создание дополнительного спроса на связанную с основным экспортом китайскую продукцию, а особенно услуги.
Особое значение имеет развитие новой формы ТНК – цифровой трансграничной онлайн торговли. Так исключается посредник в сегменте розничных продаж, прямой доступ к иностранным конечным потребителям означает максимизацию добавленной стоимости
национального экспорта.

Abstract:

Russia faces the challenge of increasing non-energy exports complicated by growing protectionism in the global economy. China successfully addresses a similar issue; therefore, it is important to study the Chinese experience. Th e study found a lowering role of foreign trade in China’s
economy and a growing importance of its companies’ overseas activities. Nevertheless, the activities of Chinese multinational corporations are mainly aimed at promoting domestic products on global markets, and the majority of their foreign divisions are small businesses. Compared to
traditional exports, overseas sales of MNCs have several advantages: 1) initiative in forming the export product mix; 2) direct contact with consumers of products allowing to identify the shortcomings of products and ways to improve it; 3) ability to organize aft er-sales service and soft ware updates; 4) elimination of several links of resellers, thus redistributing value added in favor of Chinese businesses; 5) expansion of demand for the related to Chinese exports products, in particular services. Special attention is paid to the new form of MNCs - digital cross-border online trading as it eliminates intermediaries in retail sales and provides direct access to foreign end-users resulting in the export value added maximization.

Ключевые слова:

глобальные цепочки стоимости (ГЦС), ТНК, экспорт, цифровая торговля, внешняя торговля, малый бизнес, Китайская Народная Республика (КНР), Экономический пояс Шелкового пути, Инициатива Один пояс один путь.

Keywords:

Global value chains (GVC), TNCs, MNCs, exports, digital trade, foreign economic activity, small enterprises, People’s Republic of China, One belt ne road, Silk Road Economic
Belt.






Номер:

4 - 2019


Выбрать другой:





Партнеры


Адрес: 119285, Россия, г. Москва, ул. Пудовкина, дом 4а
Тел.: +7(499) 143-12-35; Факс: +7 (499) 783-02-63
Яндекс.Метрика